Пожалуй, гениальность именно этого альт-саксофониста легла в основу всего модерн-джаза. Чарли «Птица» Паркер – музыкант из Канзаса, ближе всех других подобрался к истокам такого жанра, как «бибоп».
Чарли – представитель той небольшой группы артистов, которые были признаны гениальными ещё при жизни. Надо сказать, его имя и до сих пор остается легендарным. Его след в искусстве того времени был необычайно ярким, и это не могло не отразиться на джазе и других видах искусства.
Более того, навряд ли сегодня мы с вами сможем найти перспективного джазового исполнителя, который бы не испытал на себе в какой-либо степени того всепоглощающего воздействия Чарли «Птицы».
«Музыка — это твой собственный опыт, твоя мудрость, твои мысли. Если ты не живешь ею, то из твоего инструмента никогда ничего не выйдет. Нас учат, что у музыки есть свои определенные границы. Но искусство границ не имеет…»
Чарли покинул родной дом в подростковом возрасте, став кочевником из коллектива в коллектив, из города в город. Это продолжалось вплоть до 1940-го года, когда он добрался до Нью-Йорка.
[audio:jazz/Charlie Parker - Melancholy-Baby.mp3]My Melancholy Baby
В то время среди музыкантов начали набирать популярность джем-сейшены, которые тогда назывались «афтер аэуэрс» — репетиции после основной работы. Однажды, как Паркер сам вспоминал, в процессе импровизации он заметил забавную вещь. Акцентируя особым образом верхние тона сопровождающих аккордов (ноны и ундецимы), ему удавалось получить ту музыку, которую он слышал внутри себя. Эта история стала легендой о рождении стиля «бибоп» (альтернативные названия «рибоп» или просто «боп»).
На самом деле, после творческих экспериментов с Минтоном в начале сороковых годов, достижения у Паркеры были не столь многочисленны. Примечательны его участия в симфо-джаз ансамбле Нобла Сисла (кларнет, 1942), в оркестре Билли Экстайна (в 1944 году). Кстати, в этом оркестре были собраны Гиллеспи, Ститт, Гордон, Наварро и другие музыканты, в будущем ставшие звездами бибопа.
[audio:jazz/Charlie Parker - Be-Bop.mp3]Be Bop
Опять же, не обошлось в судьбе талантливого музыканта без алкоголя и наркотиков. В 46-м году Паркер окончательно «подорвался» и был помещен в клинику Камарилло. К моменту выписки знакомые музыканты собрали нужную сумму денег на одежду и инструмент. После этого у Паркера был замечен небольшой период счастливого творчества –выступление на первом международном фестивале джаза (г. Париж), возвращение в Нью-Йорк, планы открытия своего клуба.
[audio:jazz/Charlie Parker - Hot-House.mp3]Hot House
Однако очередным срывом все перспективы были перечеркнуты жирной чертой. Паркера накрыло волной запоев, скандалов и попыток суицида. В этот период времени было лишь одно светлое пятнышко – концерт Торонто, запись которого сохранилась и существует по сей день.
Чарли «Птица» погиб в 1955 году. С тех самых пор и навсегда он для нас – великая фигура в джазе прошлого века. Он для нас – ориентир и пример для творческого подражания.
Комментирование закрыто.