Фридерик Францишек Шопен родился в 1810 году, и поверьте, ни до, ни после – никогда Польша не дарила миру музыканта подобного уровня. Творчество этого гения практически целиком является пианистическим, несмотря на то, что Шопен обладал редким композиционным даром и мог стать великим симфонистом. Однако его характеру больше соответствовал камерный жанр, за исключением, пожалуй, двух необычайно достойных концертов для фортепиано. К тому же даже в камерной музыке Шопену удавалось наполнять сочинения невероятной силой душевного выражения.
[audio:classic/Chopin_Valse_01_op18.mp3]Вальс №1. Op18
В своих полонезах и балладах Шопен словно рассказывает нам о своей родине Польше, о её прекрасных пейзажах и…трагическом прошлом.
Он активно пользуется в творчестве лучшими чертами народного мелоса. Одновременно с этим, Шопен уникален своей самобытностью. Его музыка смела, изобразительна и ни в коей мере не содержит в себе излишней причудливости. Эпоха Бетховена и классицизма уступила свое место подошедшему периоду романтизма, так Шопен стал основоположником романтического направления в музыке.
Шопен очень часто достигает пиков трагизма. Так, к примеру, это прослеживается в похоронном марше в сонате op. 35. А ещё он может предстать перед нами примечательным лириком, как, скажем, в adagio (Второй фортепианный концерт).
[audio:classic/f.shopen_-_pohoronni_marsh.mp3]Соната для фортепиано №2. Си-бемоль минор. Op. 35
Так или иначе, а всё же лучшими произведениями Шопена по праву традиционно принято считать этюды. В последних, кроме технических экзерсисов (которые до Шопена были главенствующей, порой единственной целью данного жанра) слушатель наблюдает раскрытие удивительного поэтического мира композитора. Его этюды проникнуты то юношеской прерывистой свежестью, как, к примеру, этюд ges-dur, то глубоким драматизмом (в этюдах f-moll, c-moll). Они полны замечательных как мелодических, так и гармонических красот. А в этюде cis-moll вовсе достигаются истинно бетховенские высоты трагизма.
[audio:classic/shopen_-_etiud_f-moll.mp3]Этюд фа-минор (f-moll)
Знаменитые вальсы Шопена называют наиболее интимным, даже в какой-то мере автобиографическим жанром в его творчестве. Российский музыковед Изабелла Хитрик указывает на тесную связь реальной жизни Шопена и его вальсов, а также не исключает возможность их рассмотрения в качестве своего рода «лирического дневника» композитора.
Я побродил по твоему блогу и остановился на классике. Дай, думаю почитаю и узнаю чего-нибудь новенького. Но, к сожалению, я ничего нового в этой рубрике не узнал. Все что ты пишешь о композиторах можно прочитать в википедии — если очень необходимо. Но мне хотелось узнать твоё собственное мнение, отношение к классикам, к их музыке и понять что ты за человек и музыкант! Хотелось узнать почему ты выбираешь для прослушивания ту, а не другую музыку?! А прочитал сухие выдержки из учебника по истории музыки... Я осмелюсь посоветовать тебе излагать собственные мысли в постах. Может быть две-три строчки твоих соображений будут гораздо интересней, прикольней и живее чем энциклопедические тексты.
Успехов.
Большое спасибо за замечания. Все таки это тоже опыт :). Согласен с Вами., сейчас статьи классики и джаза выглядят как «энциклопедически», это наверное самый большой минус. Буду что-то менять.