• Модест Петрович Мусоргский

    0

    В автобиографии сам Мусоргский писал: «… ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано».

    В шесть лет Модест приступил к  занятиям музыкой под присмотром матери. А в 1852 была выпущена  полька для фортепиано «Подпрапорщик» ставшая первым произведением Мусоргского.

    К середине 60-х годов у Мусоргского складывается мировоззрение художника-реалиста, который подобрался максимально близко к идеям революционных демократов. Так, обратившись к актуальной и социально обозначенной в то время тематике из жизни народа, он написал песни и романсы на слова Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, а также  на собственные тексты («Колыбельная Ерёмушки», «Калистрат», «Спи, усни, крестьянский сын», «Семинарист», «Сиротка» и др.). В них проявились и его талант бытописателя, и умение создавать

    яркие, характерные человеческие образы. Богатство и сочность звуковых красок отличает симфоническую картину «Ночь на Лысой горе» (1867 год), созданную на основе народных сказок и легенд.

    [audio:classic/gora.mp3]

    Смелым экспериментом Мусоргского зарекомендовала себя неоконченная опера «Женитьба» (на текст комедии Н. В. Гоголя, 1868 год). Интересно в ней то, что вокальные партии оперы основаны непосредственно на чистом претворении интонаций, используемых в живой разговорной речи.

    Все эти работы подвели Мусоргского к сочинению величайшего из его творений — оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина).

    [audio:classic/02_prologue_2_koronacija_borisa.mp3]

    Пролог — Коронация Бориса

    Далее, в 70-е годы, Мусоргский взялся за грандиозную по замыслу «народную музыкальную драму» эпохи стрелецких бунтов в конце 17 века «Хованщина», идею которой ему подсказал В. В. Стасов, и комическую оперу «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-80 годы).

    Последние годы в жизни Мусоргского заняла место тяжелая депрессия, вызванная непризнанием общественностью его творчества, а также одиночеством и всякого рода бытовыми, материальными проблемы. Он умер в бедности, находясь в Николаевском  госпитале. Неоконченную композитором «Хованщину» завершил после его смерти Римский-Корсаков, а над «Сорочинской ярмаркой» пришлось поработать А. К. Лядову, Ц. А. Кюи и др.

    Будучи великим гуманистом, демократом и правдолюбцем, Мусоргский стремился приносить пользу своему народу. С невероятной силой в своих произведениях отражал он остроту социальных конфликтов эпохи, ему удалось создать могучий и полный драматизма образ восставшего за свои права народа. Мусоргского по праву можно считать чутким, опытным знатоком человеческой души.

    Метки: , ,

Комментирование закрыто.